Что такое инклюзия в детском саду

 

Во ФГОС говорится о равных возможностях для обучения, иными словами, необходимо внедрять инклюзивное образование в ДОУ. Организация инклюзивной практики в ДОУ – непростое дело: необходимо написать образовательную программу для детей с различными заболеваниями. Правильно построенная работа с детьми с ОВЗ в ДОУ открывает для них пути, чтобы найти свое место в современном мире. Плюсы и минусы внедрения инклюзивного образования в ДОУ, условия образования в ДОУ, особенности законодательства, проблемы внедрения, фото, видео, отзывы

Содержание

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

  • обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
  • сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
  • построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
  • поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Инклюзивное образование: особенности организации в детском саду

Инклюзивное образование: особенности организации в детском саду

Инклюзивное обучение нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков. Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

- Мы сейчас со всех сторон слышим вопрос, как трудоустроить взрослого инвалида, особенно ментального, - сообщает изданию «Коммерсант» руководитель Центра проблем аутизма и член Экспертного совета при Минобрнауки Екатерина Мень. - Я в таких случаях всегда говорю: чтобы трудоустраивать инвалидов, надо начинать с детского сада. Эти дети должны расти вместе со своими будущими работодателями.

Воспитатели и родители работают в команде

Воспитатели и родители работают в команде

С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.

Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.

Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей.

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Учитель физкультуры ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

Как организовано инклюзивное ДОУ за границей

В Европе внедрять инклюзивное образование в ДОУ начали еще в 1970 годах. В детских садах использовали одновременно несколько подходов внедрения новой системы образования: включение, интеграция, мэйнстриминг, расширение доступа к процессу образования.
Мэйнстриминг позволял воспитанникам с инвалидностью на равных общаться со своими сверстниками на мероприятиях и занятиях.
Интеграция – это приспособление детей с инвалидностью к основной образовательной программе.

Включение – это обеспечение всех необходимых условий для физического и интеллектуального развития детей с особенными потребностями.
В Европейских странах и в США уверены, что развитие инклюзии в ДОУ – это один из основных этапов социализации и развития толерантности в детском возрасте.
Вывод
У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно заметить, что, используя опыт других стран, необходимо обязательно опираться на достижения отечественной дефектологии и коррекционного образования (например, по стандартам специального образования), а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства.
Эксперты не скрывают, что широкое и стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше разочарований, чем успехов, если не будет создано соответствующих условий, будут храниться кадровые проблемы, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе. Поэтому эксперты больше настроены на постепенность введения процесса и его локализацию.

Статья в тему — Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Статья в тему — Программа инклюзивного образования

Фото 1

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.

- Я думаю, что большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно, - рассказала в беседе с ведущим «Радио Свобода» руководитель инклюзивного детского сада «Наш дом» Елена Цырульникова. - У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов.

Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения.

Воспитатели МБДОУ №113 города Казани делятся опытом инклюзии в детском саду в статье «Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ» (Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», №5, 2016 год). В 2014 году в МБДОУ №113 прибыл ребёнок с синдромом Гольденхара.

- В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения, - говорится в материале.

Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.

- Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья начал раскрываться, открывать себя для себя и для других, - прокомментировали педагоги. - Ребёнок повторяет за своими сверстниками все их действия, старается быть похожим на них.

Воспитатели Эльвира Садретдинова, Гельназ Сабирова и Эльмира Каюмова считают, что положительный эффект инклюзии достигается только при индивидуальной форме взаимодействия.

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.

Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе обучения и воспитания с глухими и слабослышащими дошкольниками применяются макеты, игрушки, иллюстрации, учебные фильмы, демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.

Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.

У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

Как организована инклюзия в детских садах

Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дите может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.

Три условия инклюзивного образования в ДОУ:

  1. Доступ — дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
  2. Участие — дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
  3. Поддержка — инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.
Фото 2

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка 2 миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.
Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в статье 24 которой говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения.

В Конституции РФ указано, что все граждане России между собой равны в правах и свободах. Следовательно, Конституция не допускает дискриминации, вне зависимости от социального статуса, состояния здоровья, особенностей личностей и иных факторов.
В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом.

С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.

В 2019 году в Москве зарегистрировано 96 детских садов, в которых используют систему инклюзивного и интерактивного образования. В каждом крупном городе сейчас проводится работа по запуску как можно больше ДОУ с инклюзивной направленностью работы.
Ссылки на правовые акты:

  • ;
  • ;
  • %d0%92%d0%9a-1788_07-%;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:

  1. Отсутствие в НПБ таких данных, как: численность воспитанников в инклюзивных группах; порядок и размеры финансирования сотрудников; набор педагогического, воспитательного и медицинского персонала.
  2. Дефицит узкопрофильной методической литературы.
  3. Дефицит финансирования ДОУ для проведения модернизации заведений в целом.
  4. Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с детьми-инвалидами.
  5. Неготовность родителей к внедрению инклюзии и ДОУ.

Несмотря на проблемы, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее, так как она позволяет социально адаптировать детей с ОВЗ с дошкольного возраста, развить их независимость и самостоятельность, а также равноправное восприятие их в обществе.

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

ФГОС ДО определяет требования и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.
Фото 3

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.Инклюзивное образование- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Инклюзивное образование- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивные ценности в системе образования

Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:

  • возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
  • поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
  • помощь каждому чувствовать себя частью целого;
  • содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
  • сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.

Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:

  • структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
  • ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
  • моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:

  1. Воспитанники с инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
  2. Воспитанники, обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего, продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.
  3. Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего, завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства собственного достоинства.

Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:

  • более позитивное отношение к сверстникам;
  • повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
  • чувство справедливости, сострадания и толерантности;
  • моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.

Задачи ИО (инклюзивного образования) в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)

Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:

  • попечительства организационной культурой заведения;
  • реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
  • обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.

Отзывы о внедрении ИО в ДОУ

Как и учителя, родители — участники дискуссий — оценивают уровень готовности образовательной системы к внедрению инклюзивного образования, независимо от ДС, который посещают дети, как крайне низкий, особенно на уровне государства. Высказываются серьезные сомнения в способности государственного аппарата обеспечить этот проект вообще. Заметим, что некоторые родители указывали на корень проблем — финансовая система страны не готова к внедрению инклюзивного образования, поскольку деньги не «ходят за ребенком», и в массовых ДОУ нет даже такой простой мотивации, как дополнительное финансирование.

Сомнительным представляется возможность быстрого переоборудования учреждений для передвижения детей с физическими недостатками. Сомнения вызывает и реальность внедрения инклюзивного образования в регионах, поскольку, по мнению родителей, там существует еще больший недостаток ресурсов, специалистов и т.д., чем в крупных городах. Поэтому учителя и родители считают, что специальные учебные заведения должны существовать, чтобы обеспечить образование и уход воспитанникам с тяжелыми нарушениями, стать ресурсными центрами для ДОУ и оставить родителям возможность выбора учебного заведения.

Фото 4

Чек лист «Как оформить ребенка инклюзивный садик»

  1. Регистрация ребенка в электронном реестре ДОУ на сайте отдела образования. Очередь можно мониторить. Когда очередь подходит — родители получают сообщение.
  2. Получение вывода от психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), в которой указана рекомендуемая форма обучения и развития на основе потребностей ребенка.
  3. Собеседование в ДОУ + заявление на зачисление ребенка (зарегистрировать!) + справка с ПМПК. Руководителю ДОУ подается и обязательно регистрируется заявление на зачисление ребенка и заключение ПМПК (обязательный в настоящее время документ, формально подтверждающий заявленные родителями потребности ребенка).
  4. Руководитель детского сада подает ходатайство в соответствующий территориальный отдел / управление образованием о необходимости создания условий для обеспечения полноценной работы инклюзивной группы, где планирует обучение ребенок. Если руководитель ДОУ отказывается принимать ребенка в дошкольном учреждении, то он должен предоставить родителям письменный отказ с указанием причин отказа. Родители пишут жалобу в отдел Управления образованием, прилагают копию своего зарегистрированного заявления и отказ руководителя детского сада, с просьбой решить вопрос организации инклюзивного обучения ребенка.
  5. Органами управления образованием принимается решение о создании нужных условий пребывания воспитанника с особыми потребностями в ДОУ. При невозможности создания таких условий, местные органы образования могут предложить родителям другое дошкольное учреждение, в котором созданы условия, или есть возможность их создать. Ребенок имеет право посещать дошкольное учреждение, избранное родителями, но на данный момент при отсутствии возможности создания там соответствующих условий (или при отсутствии заключения ПМПК), родители ребенка самостоятельно обеспечивают коррекционный компонент: работу необходимых специалистов.
  6. Функция ассистента ребенка может выполнять один из родителей ребенка или лицо, их заменяющее. Работа ассистента ребенка оплачивается родителями. Ассистента воспитателя для инклюзивных групп ДОУ государство не финансирует.

Необходимо понять, что инклюзивное образование –это не  интеграция, это более широкое понятие:

  • Дети живут вместе, в одной обычной группе
  • Специалисты помогают детям
  • Обычные группы изменяются
  • Внимание акцентируется на возможности  и сильные стороны ребёнка
  • Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные
  • Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью
  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих
  • Равные возможности для каждого

Проблемы в Украине

Среди основных проблем внедрения инклюзивного образования в ДОУ Украины стоит отметить:

  1. Большинство законов по вопросам образования закрепляют государственные гарантии по предоставлению в Украине образовательных возможностей детям с особыми потребностями. Однако законодательные положения в значительной степени остаются принципами и декларациями, не обеспеченными механизмами реализации.
  2. Дефицит финансирования.
  3. Ребенок с особыми потребностями может потребовать формирования совершенно иных навыков, чем обучение по индивидуальной программе ДОУ, а дидактические материалы находятся в дефиците.
  4. Отсутствие психологической и информационной готовности учителей, воспитателей, администрации и родителей.

Правительство Украины знает о всех проблемах и внедряет новые законопроекты на поддержку и развитие инклюзии в детских садах, школах и ВУЗах страны.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://academy-prof.ru/blog/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-dou
  • https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou/
  • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/03/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou-po-fgos
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий