Что такое экспертиза качества медицинской помощи

 

Цель экспертизы качества медицинской помощи — выявить нарушения при оказании МП, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи – это научное обоснование оказанных действий врача и проводимых процедур, которые предусмотрены необходимостью вмешательства.

Содержание

Об основании проведения ЭКМП – первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей

ФФОМС уточнил, что целевые ЭКМП по данному основанию проводятся с целью выявления нарушений при оказании медицинской помощи застрахованному как возможных причин потери трудоспособности взрослых инвалидизации детей, не имевших хронических заболеваний и не состоявших на диспансерном учете.

При этом отбор случаев первичного выхода на инвалидность для проведения ЭКМП осуществляется по признакам в счетах (реестрах счетов).

Кто может проводить

Экспертизу качества оказания медпомощи проводит специалист с высшим образованием и опытом работы не менее 10 лет. Профессионал проходит регулярные дополнительные обучения по направлению своей работы. Он получает лицензию на право заниматься медицинской практикой. Сведения о таких людях вносятся в специальный реестр, и только их заключения будут иметь юридическую силу.

Каждый эксперт имеет специализацию. В сложных ситуациях, когда требуется проведение мультидисциплинарных исследований, создается группа специалистов.

Эксперт не дает оценку деятельности работы больницы, в которой трудоустроен.

Важно: сведения о каждом эксперте качества медицинской помощи содержатся в реестре.

Кто проводит экспертизу экспертизу в рамках ОМС

В соответствии с ч. 7 ст. 40 ФЗ № 326-ФЗ и п. 22 Приказа ФФОМС № 230 экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи.

Экспертом качества медицинской помощи может быть врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.

Качество медицинской помощи

Качество медицинской помощи является одним из важнейших средств реализации права на здоровье граждан, поскольку именно от него в значительной степени зависит результат медицинского вмешательства, и, как следствие, то, какое влияние на жизнь и здоровье пациента — это вмешательство окажет.

Легальное определение качества медицинской помощи было дано в п. 21 ст. 2 Федерального закона от № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ), в соответствии с которым качество медицинской помощи представляет собой совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Отметим, что данное определение представляется неполноценным, поскольку помимо указанных критериев существуют и иные показатели, отражающие качественность медицинской помощи, а в случае, если вывод о качестве медицинской помощи будет основываться исключительно на трех названных критериях, он может оказаться неверным.

Более широкое определение качества медицинской помощи было дано в Приказе Минздрава РФ от № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», в соответствии с которым качество медицинской помощи – это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

Подробнее с вопросами качества медицинской помощи вы можете ознакомиться в нашей статье под названием «Качество медицинских услуг и претензии пациентов».

Немного о медицинской экспертизе

Любая медицинская экспертиза представляет собой проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина (ч. 1 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ)

На сегодняшний день, законодательством предусмотрены следующие виды медицинских экспертиз в РФ (ч. 2 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ):

  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза;
  • военно-врачебная экспертиза;
  • судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
  • экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
  • экспертиза качества медицинской помощи.

Кроме того, ч. 3 и 4 ст. 58 ФЗ № 323-ФЗ установлено, что граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации (данное положение пока не принято), а также на проведение независимой военно-врачебной экспертизы в определенном случае (установленном ст. 61 ФЗ № 323-ФЗ).

Немного об общем

Медико – экономическая экспертиза, как и соответственно экспертиза качества медицинской помощи в настоящее время проводятся только в рамках обязательного медицинского страхования, что следует из статьи 40 Федерального закона № 326-ФЗ от «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (далее - ФЗ № 326), а также из положений Порядка № 230.

Законодатель в статье 64 Федерального закона от № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закрепляет положения о проведении экспертизы качества медицинской помощи за рамками ОМС, однако до настоящего времени, к нашему сожалению, порядок её проведения не принят.

Более того, отметим, что отсутствие такого порядка затрудняет применение критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от № 422ан (с будут действовать критерии на основании Приказа Минздрава России от № 520н), которые могут соответственно применяться только при оказании медицинской помощи в рамках ОМС.

О понятиях «медико – экономическая экспертиза» и «экспертиза качества медицинской помощи»

Фото 2

Медико – экономическая экспертиза (далее - МЭЭ) представляет собой установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно – отчетной документации медицинской организации (статья 40 ФЗ № 326, пункт 11 Порядка № 230).

Порядком № 230 выделяют целевую и плановую медико – экономическую экспертизу. При этом целевая МЭЭ проводится при:

  • повторных обращениях по поводу одного и того же заболевания (в течение 30 дней – при оказании амбулаторно – поликлинической помощи, в течение 90 дней – при повторной госпитализации);
  • заболеваниях с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50 процентов от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных лиц в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи;
  • получении жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность медицинской помощи в медицинской организации.

В свою очередь экспертиза качества медицинской помощи представляет собой выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности её оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения результата (часть 6 статьи 40 ФЗ № 326, пункт 20 Порядка № 230).

Также как и в случае МЭЭ, экспертиза качества медицинской помощи (далее - ЭКМП), подразделяется на целевую и плановую. При этом целевая ЭКМП проводится в случаях:

  • получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;
  • летальных исходов;
  • внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;
  • первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;
  • повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней - при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 90 дней - при повторной госпитализации, в течение суток - при повторном вызове скорой медицинской помощи;
  • заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50 процентов от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных лиц в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи;
  • отобранных по результатам целевой медико-экономической экспертизы.

О Приказе Минздрава России от 10 мая 2019 года № 203н

С 1 июля 2019 года вступил в действие Приказ Минздрава России от № 203н, которым были утверждены новые Критерии оценки качества медицинской помощи» (до указанной даты действовали Критерии, утвержденные Приказом Минздрава России от № 422ан).

В данном акте Критерии разграничены по:

  • условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях;
  • по группам заболеваний (состояний) (включат в себя 18 групп) с разбивкой на подгруппы.

Внимание остановим на Критериях по группам заболеваний (состояний). В Порядке № 203н выделены Критерии всего по 18 группам заболеваний (состояний), в то время как на практике таких групп значительно больше, что подтверждается, например, «Международной классификацией болезней МКБ-10». Кроме того, Критерии по группам заболеваний (состояний) в новом Порядке № 203н определены только в отношении специализированных видов медицинской помощи (а согласно ст. 32 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь также бывает первичной, скорой и паллиативной).

В Порядке № 203н четко выделено 18 групп заболеваний, для каждой из которых существуют свои критерии (например, выполнен/не выполнен осмотр врачом-специалистом; выполнено/не выполнено то или иное исследование).
Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Несмотря на то, что Порядком № 203н выделено 18 групп заболеваний, это не означает, что Критерии можно будет применять для всех заболеваний, которые возможно отнести к конкретной группе. А именно, законодатель в каждой группе выделил только несколько заболеваний, для которых и разработал Критерии. Например, при болезнях глаза и его придаточного аппарата возможно будет применить критерии качества при оказании специализированной медицинской помощи:

  • взрослым при дегенерации макулы и заднего полюса;
  • взрослым и детям при язве роговицы;
  • взрослым при диабетической ретинопатии;
  • взрослым при старческих катарактах и других катарактах;
  • взрослым при глаукоме;
  • взрослым при воспалительных заболевания роговицы;
  • детям при другой пролиферативной ретинопатии (ретинопатии недоношенных).

То есть при оказании специализированной медицинской помощи при ином заболевании глаза, например, при тромбозе вен сетчатки, нет возможности применить Критерии Порядка № 203н, несмотря на то, что стандарт медицинской помощи больным с указанным забоелванием (при оказании первичной медико – санитарной помощи) давно утвержден (Приказ Минздрава России от № 1491н).

Понятие экспертизы качества медицинской помощи

Согласно ч. 1 ст. 64 ФЗ № 323 цель экспертизы качества медицинской помощи — выявить нарушения при оказании МП, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Аналогичное определение можно найти и в ст. 40 ФЗ № 326, в соответствии с ч. 6 которой экспертиза качества медицинской помощи представляет собой выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что законодатель исходит из того, что экспертиза качества медицинской помощи – это оценка медицинской помощи по следующим параметрам:

  • Своевременность оказания МП;
  • Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • Степень достижения запланированного результата.

Порядок экспертизы качества медицинской помощи

Отдельный и довольно интересный вопрос: в каком порядке или как проводится экспертиза качества медицинской помощи? Обратимся к частям 3 и 4 ст. 64 ФЗ № 323, которые, вместе с тем, ставят перед нами больше вопросов, нежели дают какие-либо точные ответы. Так, положения этой статьи различают 2 возможных ситуации:

  • Оказание медицинской помощи по программе ОМС и
  • Оказание медицинской помощи в ином порядке (по сути, речь идет об оказании платных медицинских услуг.)

Применительно к первой ситуации указывается, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании. Выше мы уже приводили несколько основных нормативных актов по этому вопросу, ключевым из которых является Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утв. Приказом ФФОМС от № 230.

Иными словами, в настоящее время проконтролировать оказание МП по программе ОМС можно, так как необходимая нормативная основа имеется. Более сложной и неопределенной представляется вторая ситуация – контроль качества платных медицинских услуг. В ч. 4 ст. 64 ФЗ № 323 указывается на то, что экспертиза качества медицинской помощи, за исключением МП, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время такой порядок отсутствует, однако имеется соответствующий законопроект. Отсутствие специального правового регулирования по данному вопросу существенно затрудняет проведение необходимых контрольных мероприятий.

Последнее, однако, не означает, что нельзя оценить качество платных медицинских услуг.

Об экспертизе качества медицинской помощи вне рамок ОМС

Фото 3

Порядок осуществления данного вида экспертизы действует с 12 июня 2019 года на основании Приказа Минздрава России от № 226н (далее – Приказ № 226н). Данная экспертиза проводится вне рамок ОМС только при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами надзора:

  • при осуществлении государственного контроля – Росздавнадзором (в рамках 2 видов проверок (информация указана выше)
  • при осуществлении ведомственного контроля - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (Минздравом России, ФМБА, Минздравами, Департаментами, Комитетами здравоохранения субъектов РФ) в подведомственных им медицинских организациях.

ЭКМП в рамках государственного контроля проводится аттестованными в установленном порядке экспертами, привлекаемыми органами Росздравнадзора к проведению мероприятий по контролю.

Что касается ЭКМП ведомственного контроля, то здесь она проводится привлекаемыми органами надзора учеными и специалистами. При этом Приказом № 226н требований к уровню образования и стажу работы для ученых и специалистов, которые могут привлекаться органами надзора для осуществления ведомственного контроля не предусмотрено. (Более подробно О Порядке ЭКМП вне рамок ОМС читайте в новости «Не прошло и 5 лет как Минздрав утвердил порядок проведения ЭКМП вне рамок ОМС».

Образец плановой процедуры проверки качества помощи в поликлинике

Как и аттестация персонала в разных сферах деятельности, врачи также должны отчитываться за проведённые меры по борьбе с вирусами, простудами. Если снижается статистика заболеваний, значит, врач хорошо выполняет профилактическую работу, рекомендации в ношении масок, защита носовых путей путём использования разных оксолиновых мазей, назначение терапии для закаливания. Если же по данным МинЗдрава, лекарства уходят, отчёты составляются по тем критериям, которые сопутствуют болезням.

Если они имеются среди пациентов, зафиксированы, статистика ВОЗ и её данные меняются. Значит, придётся создавать новые отчёты и проходить плановые мероприятия для установления и исследования качества оказываемой помощи. При этом выбор тематики (та сфера, где будут проходить проверки) можно совершать совокупно или раздельно по установленным и выявленным критериям заболеваний.

К ним зачастую относят:

  1. Больничную летальность, если в одной из городских или частных клиник высокий уровень смертности, главврача обяжут провести проверку относительно компетентности персонала в отношении занимаемой должности. Будут назначены аттестационные комиссии и проведены дополнительные меры по регламенту. Установить причину частых летальных исходов возможно, и в редких случаях это зависит от самого врача. Как правило, «тяжёлых» больных доставляют в реанимации, соответственно, шанс выжить есть не у всех. Следовательно, высокая вероятность смерти, если статистика подтверждается, это не удел врачей, а сфера работы конкретной части больницы. Допустим, в терапевтическом отделении за год может не быть смертей вовсе – это не значит, что персонал плохой, просто пациенты не смертельно больны. Что же говорить об онкологии?
  2. Опасностью представляется летальный исход, наступивший после операционного вмешательства, если человек пошёл на поправку. Тогда частые случаи могут привести не только к постоянным проверкам. Отстранить от работы могут врача, ординатора, заведующего и главврача.
  3. В отличие от очной экспертизы, плановая совершается раз в год минимум, поэтому частые сборы врачей, реабилитация «знаний» и опыта бывают просто необходимыми. Там же на семинарах изучают новые поступления и законы, препараты, исследования. Осведомлённость в таких моментах помогает врачу стать ближе к науке, а общение с иностранными коллегами делает знание более инновационным.

Для примера ниже приведён образец плановых обязательных экспертиз качества медицинской помощи в семейной поликлинике и центре врачей участкового типа разного направления. При этом период для составления акта о проверке берётся за 1 отчётный год, квартал или месяц. По каждому сегменту клиник и больниц нужны от 5 до 200 учреждений, где будут выявляться планы и мероприятия, ошибки и факторы, учтённые при заполнении медкарты.

Приложение к приказу №1

ТФОМС _____ области

От ____________ (дата) №____

«СОГЛАСОВАНО»

__________ (дата)

Директор _____________

Территориального фонда ОМС ____________

_________ области

(ФИО) ________ (подпись)

План экспертизы качества по оказанию медицинской помощи в рамках ООО «N» на первый (1) квартал за 2018 год

Директор _______ Подпись _________.

Определение необходимости заключается в том, чтобы выявить системный дефект при назначении лечения и проведении диагностики. Технология ошибки может быть массовой, и независимая экспертная оценка всего ЛПУ выявляет различия между заболеваниями одинаковой степени у разных пациентов. Иногда для составления «правильности отчётов» врачи назначают по одной схеме лечения те препараты, которые ранее давали положительный результат, ссылаясь и опираясь на то, чтобы подкорректировать план реабилитации, осуществляя одни и те же назначения.

Для этого отдельно составляется протокол, и на его основании проводится статистическая оценка лекарств. Они считаются самыми действенными, во многом «обходят» аналоги. Несмотря на субъективную подтасовку фактов, здравоохранение не учитывает такой момент, опираясь на официальные представленные данные врачами. Если всё-таки дефект будет обнаружен, на имя учреждения (главврача) составляется приказ о проведении повторной оценки качества лечения. Заполняется бланк по стандартному образцу, где выявляются все нюансы одинакового назначения препаратов.

ФОМС – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования должен уведомить вышестоящие инстанции о необходимости в реорганизации учреждения с расформированием коллегии врачей.

Как проводится ЭКМП

Фото 4

Проверку качества медпомощи назначает Фонд обязательного медицинского страхования по выявленным нарушениям прав человека или жалобам пациентов. В этом случае составляется задание, в котором перечисляются подлежащие исследованию вопросы, определяются специалисты, занимающиеся их решением.

Организует работу группы экспертов руководитель. Он назначается ФОМС и имеет право приглашать разных врачей для изучения выявленных проблем. Его мнение учитывается при формировании группы и формулировании вопросов.

Каждый эксперт изучает документы по своей специализации, затем выносит акт, в котором описывает свою работу и выводы. Бумаги изучает и анализирует руководитель группы. Он составляет заключение, в котором отражает выявленные нарушения, их причины и дает окончательное резюме.

Эксперты имеют доступ ко всем медицинским документам, касающимся предмета изучения. Сюда входят медкарты, результаты обследований, анализов, снимки и их описания. Врачи не могут отказать в предоставлении сведений специалисту. Учреждения системы здравоохранения не вправе препятствовать работе оценщиков ЭКМП.

Экспертизы могут проводиться после окончания лечения пациента или во время него. На основе результатов оценки ФОМС принимает решение о наказании виновной организации.

Важно: результаты ЭКМП влияют на выбор наказания для виновных.

Сроки проведения

Длительность исследований зависит от сложности изучаемого вопроса. Законом установлен общий срок – от 30 до 60 суток, но он может достигать и 4 месяцев.

Необоснованное нарушение сроков исследования повлечет наказание для эксперта.

Виды экспертизы качества медицинской помощи в рамках ОМС

В соответствии с п. 23 Приказа ФФОМС № 230 экспертиза качества медицинской помощи может осуществляться в двух видах:

  • Целевая экспертиза качества медицинской помощи;
  • Плановая экспертиза качества медицинской помощи.

При этом целевая экспертиза качества медицинской помощи должна проводиться в следующих случаях (п. 25 Приказа ФФОМС № 230):

  • Получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;
  • Летальных исходов при оказании медицинской помощи;
  • Внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;
  • Первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;
  • повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 15 дней - при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 30 дней - при повторной госпитализации; в течение 24 часов от момента предшествующего вызова - при повторном вызове скорой медицинской помощи.

Плановая же экспертиза качества медицинской помощи проводится с целью оценки соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, разделенным по возрасту, заболеванию или группе заболеваний, этапу медицинской помощи и другим признакам, условиям, предусмотренным договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и проводится по случаям оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, отобранным методом случайной выборки и по тематически однородной совокупности случаев. (п. 29 и 31 Приказа ФФОМС № 230).

Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится в каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, не реже одного раза в течение календарного года в сроки, определенные планом проверок (пункт 51 раздела VII настоящего Порядка). ФФОМС № 230).

Разъяснения ФФОМС по срокам проведения МЭЭ и ЭКМП при поступлении жалобы застрахованного лица

В своем письме № 8541/30-5/и ФФОМС указывает на то, что при получении жалобы застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации проведение как целевой МЭЭ, так и целевой ЭКМП не зависит от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» (далее – ФЗ № 59) и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан.

Ссылаясь на положения части 2 статьи 12 ФЗ № 59, ФФОМС поясняет, что срок продления ЭКМП при необходимости получения результатов патологоанатомического вскрытия при летальном исходе, результатов расследования Роспотребнадзора при внутрибольничном инфицировании и иных случаях в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти может быть продлен не более чем на 30 дней.

В какой иной части следует применять положения ФЗ № 59 при проведении целевых МЭЭ, и ЭКМП, в письме не разъяснено, в том числе, какими именно иными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан (каких органов власти, в какой области и т.д.) следует руководствоваться при данных видах экспертиз.

Целевое исследование – затянутое решение или результативность суждений?

Фото 5

Так получается, что иногда из-за необходимости рассматривать болезнь в динамике, а точнее, показатели анализов, указывающие на наличие или отсутствие заболевания, требуется выдержать некоторое время для получения точного прогноза в результате компетентного лечения.

Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях, когда:

  1. Наступает страховой случай, но оплата за оказанную помощь взималась. Проводится в течение первого месяца после «старта» в этой необходимости.
  2. Получить жалобу от застрахованного человека или его опекуна на оказание помощи практически невозможно, и приходится действовать через правоохранительные органы.
  3. Наступает летальный исход по вине врача за предположением той стороны, с которой находятся заинтересованные в правдивости лица. Они могут затребовать проведение экспертизы на основании документа или свидетельства по факту смерти. При этом к летальному исходу должен иметь отношение хотя бы один врач отдельной специализации. Например, при операции присутствовал хирург, акушер, анестезиолог и ассистент. Все они будут приобщены к допросу по факту смерти пациента.
  4. Имеет место внутрибольничное инфицирование. Допустим, ребёнок попадает в реанимационное отделение с подозрением на отравление медикаментами. Мать помещается с ним для оказания ухода. Если внутри здания карантин, естественно, а ребёнок заболел корью, то персонал этого отделения, этажа, будет допрошен и проверен. Малыш не мог, не выходя из палаты, что предусмотрено соглашением и правилами больницы, заразиться вирусным или бактериальным заболеванием.
  5. Устанавливается инвалидность среди группы людей совершеннолетнего возраста в трудоспособный период жизни. Например, человек в 23 года получил травму на производстве, после чего попал в больницу. После операции выяснилось, что он не сможет ходить некоторое время. Спустя полгода реабилитации диагноз – паралич нижних конечностей. Возможна целевая экспертиза для установления причастности врача к неоказанию срочной помощи. Всё проявляется в динамике и рассматривается лишь на основании результатов анализов, так как врачи только на них и опираются.
  6. Появляется обоснование для повторного обращения в суд или прокуратуру в связи с неверным постановлением заключения врача относительно надобности в проведении лечения того или иного типа. За пример можно взять лечение антибиотиками при диагнозе бронхит. Однако, тут уже выступает противоречие, повторное обращение значит: человеку не помогает лечение, врач не хочет его менять, настаивая на правильности. Болезнь запущена, помощь не оказывается. Далее, оказывается противодействие иным структурам, поскольку пациент не получил должного и своевременного лечения. То же самое, что лечить ангину мазью против ожогов.
  7. Пациент снова обращается к врачу с тем же заболеванием, но уже в иной стадии – хронической или прогрессирующей. Повторно экспертиза качества медицинской помощи проведётся, если состояние человека ухудшилось, появилось инфицирование, пошло осложнение первичной стадии. Сюда уже можно отнести более серьёзные заболевания, например, бронхит лечили мазью, которая втиралась в спину и грудную клетку, пошёл отёк. Ребёнку поставили диагноз – бронхиальная астма. Это, к сожалению, пожизненное осложнение, которое будет появляться всегда после бронхита, если он вовремя не будет вылечен. Антибиотики при этом бездейственны, только капельницы.
  8. Повторное освидетельствование проводится, если за 30 или 90 дней пациент обратился дважды и более раз, прошёл амбулаторное лечение по направлению поликлинического врача и его помощи, госпитализации, экспертиза будет комплексной и многоразовой. Особенно правило распространяется, когда госпитализация касается почечной недостаточности, в течение 3-х лет история болезни не закрывается.

Стоит отметить, что анализы и результаты исследований могут быть подменены, а врач, опираясь на них, может попросту назначить не то лечение (как в мультфильме «Кот Леопольд», когда диагноз для врача был подменён). Поэтому крайне важно, чтобы сценарий не повторялся, как в жизненных экранизированных образах, в качестве примера, а носил сугубо объективный характер. Иначе риск наказания для врача слишком велик, к тому же врачебная ошибка – удобный способ для обвинительной стороны.

Оценка качества медицинских услуг

Закон об основах здоровья граждан описывает ситуации, связанные с застрахованными в обязательном порядке людьми.

Приказ Минздрава № 203н устанавливает единые критерии оценки качества всех медицинских услуг, в том числе осуществляемых дистанционно.

Важно: контролируют работу врачей страховые компании, выдавшие полис ОМС.

По ОМС

Люди, имеющие полис, получают любую помощь на территории всей страны. Работа врача в этом случае будет оплачиваться Фондом медицинского страхования. Они действуют во всех регионах РФ и заключают договоры с лечебными учреждениями, имеют право контролировать последних. Врачи отчитываются за каждое принятое решение и назначенную процедуру.

Страховщики контролируют больницы путем проведения экспертиз. Последние бывают целевыми и плановыми. Первые проводятся после обращения граждан и гибели застрахованного человека. Вторые – для устранения обнаруженных нарушений по одному или нескольким видам деятельности сотрудников учреждений.

Если человек недоволен качеством работы доктора, он может написать жалобу страховщику. В этом случае будет инициирована проверка. На ее основании решится вопрос о применении штрафных санкций к лечебному учреждению и размере оплаты труда персонала. В этом помогает стандартизация подходов оценки результатов обслуживания населения.

Минздрав устанавливает перечень обследований, которые обязан проводить врач при лечении заболевания. Невыполнение предписаний будет считаться некачественным оказанием услуг.

Обязательная экспертиза проводится в случаях:

  • смерти человека от онкологических заболеваний, пневмоний, пороков сердца, кровоизлияний в мозг;
  • наступлении инвалидности;
  • ухудшении состояния здоровья пациента после проведенного лечения;
  • повторных обращениях к доктору по поводу одних и тех же проблем.

Оцениваются дополнительные: вызовы скорой помощи – за одни сутки; поступления в стационар после проведенного лечения – за 1 месяц; обращения в амбулаторию менее чем за 15 дней.

В этом случае изучаются:

  • справки, рекомендации медиков после обращения пациента;
  • амбулаторные, стационарные карты;
  • документы, касающиеся вызова скорой помощи;
  • журналы приема пациентов;
  • выводы экспертиз о состоянии здоровья человека;
  • другие сведения, необходимые эксперту.

Если человек погиб после терапии из-за заболевания, по поводу которого обращался к врачу и это подтверждено заключением патологоанатома, также проводится оценка работы медиков.

Проверки качества врачебной помощи осуществляет Росздравнадзор. Во время процедуры устанавливаются факты несоблюдения прав граждан, нарушений порядка оказания помощи.

Важно: люди вправе получать медицинскую помощь без полиса ОМС.

Оцениваются:

  • длительность ожидания помощи больным – в экстренных ситуациях период не должен превышать двух часов с момента обращения к врачу, в других случаях – не более 10 дней;
  • последовательность действий доктора, помещение человека в стационар;
  • выбор методов лечения, подбор медикаментов, проведенные анализы и обследования;
  • достигнутый результат – излечение или направление в другую организацию.

О выявленных нарушениях сообщается руководителю больницы или поликлиники, дается время на устранение недочетов. Затем проводится дополнительная проверка работы. Учреждение-нарушитель ставится на контроль, его деятельность будет проверяться чаще.

По ДМС

Любой человек имеет право заключить со СК договор на дополнительное страхование жизни и здоровья. Это позволяет получать преимущества, связанные с оплатой страховщиком особенных или редких обследований, лабораторных исследований, получение необходимых медикаментов. Полис ДМС расширяет для пациента выбор лечебных учреждений.

Росздравнадзор контролирует работу всех организаций, действующих на территории страны, получивших лицензии. Учреждения, работающие без разрешения, признаются незаконными. Их деятельность запрещена и карается государством.

Критерии оценки качества платного обслуживания частными лечебными центрами не отличаются от государственных. К ним применяются те же меры ответственности.

Исключение составляют случаи протезирования зубов, хотя в целом работа стоматологий подчиняется общим правилам.

ПМУ

Оказание первичной медпомощи относится к особому виду услуг. Предусмотрена законом и обеспечивается доступность ее получения независимо от материального положения пациента. Врачи обязаны работать с любым нуждающимся в их услугах человеком. Не имеет значения, застрахован он или нет, есть ли у него документы, в каком регионе он находится. В этой ситуации лечебное учреждение проводит мероприятия, направленные на улучшение и стабилизацию состояния больного, а затем направляют заканчивать лечение в общем порядке.

Критерии оценки этого вида деятельности докторов те же, что и перечисленные ранее.

Медико-экономическое

Этот вид контроля осуществляется Фондом медицинского страхования. Он заключается в изучении документов, представленных лечебными учреждениями, для оплаты их услуг.

Проверяются:

  • правильность заполнения ведомостей, актов;
  • соответствие оказанных услуг договору с ФОМС;
  • сведения о личности застрахованного человека;
  • расчет стоимости проведенных работ.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://www.kormed.ru/novosti/razyasneniya-ffoms-po-provedeniyu-tselevoy-mediko-ekonomicheskoy-ekspertizy-i-ekspertizy-kachestva-m/
  • https://popravu.club/ekspertizy/kachestva-meditsinskoy-pomoschi.html
  • https://www.kormed.ru/baza-znaniy/kontrol-kachestva-medicinskoi-pomoschi/ekspertiza-kachestva-meditsinskoy-pomoshchi/
  • https://materlife.ru/ekspertiza-kachestva-meditsinskoj-pomoshhi-ponyatiya-i-etapy-provedeniya/
  • https://potrebitely.com/medicina/ekspertiza-kachestva-pomoshhi.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий